О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ОТНОШЕНИЙ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРИОДИКИ В БЕЛОРУССИИ |
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В связи с запросом индивидуального предпринимателя Карпова Юрия Валентиновича (Республика Беларусь; далее – РБ) о правовой природе отношений по распространению печатных СМИ субъектами малого и среднего бизнеса в РБ, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности Государственного университета – Высшей школы экономики полагает возможным дать следующее юридическое заключение. При подготовке данного заключения Кафедра ЮНЕСКО исходит из того, что вопросы информационного права в полном объеме относятся к сфере научной деятельности Кафедры, как она определена Соглашением об учреждении Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности, подписанным в Париже Генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 12 июня 1998 года.При проведении правовой экспертизы и подготовке настоящего юридического заключения Кафедра ЮНЕСКО учитывала тот факт, что индивидуальный предприниматель Карпов Ю.В. занимается распространением СМИ через подписку с 1995 г., когда впервые организовал распространение «Белорусской деловой газеты», а затем и других газет в Витебске, как альтернативу их распространению государственным предприятием «Белпочта». Однако с принятием в 2004 г. Закона РБ «О почтовой связи» деятельность в области подписки стала лицензируемой, и Министерство связи и информации РБ отказало в выдаче лицензии ИП Карпову Ю.В. Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, а также учитывая международные обязательства Республики Беларусь, Кафедра ЮНЕСКО полагает возможным дать следующее юридическое заключение. 1. Анализируя механизм регулирования деятельности физических и юридических лиц по распространению печатных изданий, Кафедра ЮНЕСКО исходит из того, что, соответствующее законодательство относится к правовому институту такой отрасли права как информационное право и имеет свой предмет, метод и функциональное назначение. Деятельность средств массовой информации в Республике Беларусь регулируется Законом РБ «О средствах массовой информации» от 17 июля 2008 г. № 427-З (далее – Закон о СМИ). Данный нормативный правовой акт относится к числу специальных законов, поскольку определяет объекты, субъектов правоотношений, особенности регулирования отдельных видов деятельности. Сфера действия закона распространяется на средства массовой информации, учреждаемые в РБ, а также на иностранные средства массовой информации в части, касающейся их деятельности на территории РБ. Согласно Закону, под средством массовой информации понимается форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет (ст. 1 п. 20). Печатное средство массовой информации - это газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев (ст. 1 п. 14). Печатное средство массовой информации занимается выпуском продукции средства массовой информации – тиража (части тиража) отдельного номера. Одновременно Закон о СМИ раскрывает и понятие «распространение» продукции СМИ, понимая под распространением печатных СМИ продажу, подписку и доставку (ст. 1 п. 18). К числу субъектов правоотношений в сфере массовой информации, закон относит общественный координационный совет в сфере массовой информации, учредителя (учредителей), главного редактора (редактора), журналиста средства массовой информации, юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, информационное агентство, корреспондентский пункт, а также распространителя продукции средства массовой информации (ст. 1 п. 21). Распространителем продукции средства массовой информации, согласно Закону о СМИ, считается юридическое или физическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 1 п. 19). Далее, касаясь вопросов распространения продукции СМИ, закон устанавливает порядок распространения. Согласно ст. 17 Закона, распространение продукции средства массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством РБ юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо на основании договора, заключенного им в установленном порядке с распространителем продукции средства массовой информации. Продукция иностранного СМИ, распространяемая на территории РБ без изменения формы и содержания, может быть распространена в Республике Беларусь после получения иностранным СМИ соответствующего разрешения в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации (в Министерстве информации РБ). Порядок выдачи разрешения на распространение продукции иностранного СМИ устанавливается Советом Министров РБ. После вступления закона в силу такой порядок установлен постановлением Совета Министров РБ от 02.12.2008 г. № 1849, которым утверждено Положение о порядке выдачи разрешения на распространение продукции иностранного средства массовой информации. Действия по распространению: продажа, подписка и доставка осуществляются в соответствии с общими нормами гражданского законодательства, исходя из правовой природы заключаемых субъектами правоотношений договоров. Так, если продажа продукции потребителю производится непосредственно редакцией, заключается договор купли-продажи, если редакция заключает договор с посредником - распространителем продукции, может быть также заключен договор комиссии. Таким образом, распространитель продукции средства массовой информации является полноправным субъектом правоотношений в сфере массовой информации, и его деятельность регулируется законодательством о СМИ и гражданским законодательством. 2. Для ответа на вопрос об обязанности распространителя получать специальное разрешение на распространение (лицензию), необходимо провести анализ законодательства в области связи. Закон РБ «О связи» от 5 октября 1994 г. № 3273-XII ввел такие понятия, как «сеть электрической связи» и «сеть почтовой связи». Сеть электрической связи - это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сигналов, отражающих звуки, изображения, письменный текст, знаки или сообщения любого рода, по проводной, оптической, радиосистеме или иных электромагнитных системах. Сеть почтовой связи - это целостная система предприятий связи и транспорта, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение периодической печати и оказание иных дополнительных услуг. На смену Закону о связи пришли два закона: Закон РБ от 19.07.2005 № 45-З «Об электросвязи» и Закон РБ «О почтовой связи» от 15 декабря 2003 г. № 258-З, которые внесли изменения, в том числе, в терминологический аппарат. Закон РБ «Об электросвязи» определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности в области электросвязи и направлен на обеспечение создания, устойчивого и эффективного функционирования и развития сетей электросвязи, централизованного управления радиочастотным спектром и нумерацией, на создание условий для удовлетворения нужд в услугах электросвязи физических и юридических лиц, государственного управления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Под услугами электросвязи в Законе понимается деятельность по приему, обработке, хранению и передаче сообщений электросвязи. Закон РБ Закон «О почтовой связи» определяет правовые, организационные, экономические основы деятельности в области почтовой связи, при этом под почтовой связью понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений и оказание иных услуг почтовой связи. Функциональное назначение почтовой связи в Республике Беларусь можно определить, исходя из понятий «почтовая связь», «почтовая связь общего пользования», «сеть почтовой связи». Почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений и оказание иных услуг почтовой связи. Почтовая связь общего пользования рассматривается как вид почтовой связи, обеспечивающий прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение печатных средств массовой информации и оказание иных услуг почтовой связи на основании публичного договора. Сеть почтовой связи - совокупность операторов почтовой связи, а также транспорта, технических и иных средств почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение печатных средств массовой информации и оказание иных услуг почтовой связи. К операторам связи закон относит юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг почтовой связи. В развитие положения Закона РБ «О почтовой связи» приняты Правила оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Совета Министров РБ 7 сентября 2004 г. № 1111) и Правила приема подписки на печатные средства массовой информации и их доставки (утв. Постановлением Министерства связи и информации РБ от 17.09.2007 г. № 32). Правила оказания услуг почтовой связи регулируют отношения между операторами почтовой связи и пользователями услуг, определяют порядок оказания услуг почтовой связи, права, обязанности и ответственность операторов почтовой связи и пользователей. Правила приема подписки на печатные средства массовой информации и их доставки регулируют отношения между подписчиками, операторами почтовой связи, а также распространителями печатных средств массовой информации РБ и иностранных государств, юридическими лицами, на которых возложены функции редакции печатного средства массовой информации РБ и иностранных государств. В основные понятия и термины, применяемые в Правилах в частности, входят: - доставка печатного средства массовой информации - технологическая операция, заключающаяся в приеме печатных средств массовой информации от типографий, распространителей, редакций РБ и иностранного государства и их перемещении оператором почтовой связи до абонементного почтового ящика, абонентского почтового шкафа, индивидуального или специального почтового ящика подписчика согласно адресу, указанному на абонементе; - подписка на печатное средство массовой информации - форма распространения оператором почтовой связи печатного средства массовой информации на основании заключенных договоров с распространителем, редакцией РБ и иностранного государства и с подписчиком; - прием подписки - комплекс технологических операций, заключающийся в оформлении абонемента, формировании заказов на выписанные печатные средства массовой информации и направлении их соответствующим распространителям, редакциям РБ и иностранного государства. Согласно правилам, подписка на печатное средство массовой информации осуществляется оператором почтовой связи на основании заключенного договора с распространителем, редакцией РБ и иностранного государства. Таким образом, достаточно большой массив нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области связи, можно отнести к правовому институту, имеющему свой предмет, метод, функциональное назначение в данной сфере, а законы «О почтовой связи» и «Об электросвязи» - к специальным законам в области связи. В вышеуказанных подзаконных актах субъекты правоотношений определены, исходя из законодательства о СМИ и законодательства о связи. К субъектам правоотношений, вытекающих из законодательства о СМИ относятся распространители и редакции (в новом Законе о СМИ - юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации); к субъектам правоотношений, вытекающих из законодательства о связи - операторы связи. Подчеркнем, что правоприменительная практика в любой области, в том числе и в сфере связи, должна учитывать функциональное назначение специального закона в части его действия по кругу лиц. 3. Большое влияние на развитие понятийного аппарата правовых институтов в сфере информационного законодательства оказывает объективно развивающиеся процессы интеграции на европейском пространстве, а также гармонизация правовых систем государств-членов СНГ. К факторам взаимного развития следует отнести и терминологический аппарат в законодательстве о связи. На данном этапе в большей степени наблюдаются общие подходы к понятиям. Вместе с тем, отдельные понятия находят свое развитие в зависимости от государственной политики в области СМИ и связи. Так, Федеральный закон Российской федерации «О связи» от 07.07.2003 г. регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи. Закон рассматривает услугу связи как деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Сеть почтовой связи, согласно закону (ст. 17) - это совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Функциональное назначение почтовой связи определено Федеральным законом «О почтовой связи» (принят Государственной Думой 5 июля 1995г.). Согласно статье 2 Закона, почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными предприятиями и учреждениями почтовой связи, а равно иными организациями почтовой связи и предназначается для предоставления услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, юридическим лицам. При этом, организации почтовой связи - юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие в качестве основного вида деятельности предоставление услуг почтовой связи. Понятие «почтовая связь общего пользования» несколько отличается от аналогичного термина в законодательстве Беларуси. Данный вид связи в российском законе рассматривается как составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, основным признаком которой является ее открытость для пользования всем гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам и в услугах которой этим лицам не может быть отказано. Есть и различие в определении видов услуг почтовой связи. По российскому закону эти услуги, прежде всего, рассматриваются как продукт деятельности по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств. Эти услуги относятся к числу универсальных, и тарифы на них устанавливаются законодательством Российской Федерации. Ряд услуг оказываются на договорной основе. К ним относятся: прием, обработка, перевозка и выдача посылок, почтовых контейнеров, распространение печатных изданий, доставка и выплата пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, предоставление телефонных переговоров и услуг по приему и передаче телеграфных сообщений, реализация ценных бумаг, прием и инкассация денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги и выполнение иной деятельности, разрешенной законодательством Российской Федерации. Аналогичный подход к функциональному назначению почтовой связи в той или иной степени демонстрирует и законодательство других государств СНГ (Украины, Узбекистана, Казахстана). Так, согласно Закону Украины «О почтовой связи», почтовая связь включает: получение, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, выполнение поручений пользователей по почтовым переводам, банковским операциям. Соответственно, услуги почтовой связи рассматриваются как продукт деятельности оператора почтовой связи по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, выполнению поручений пользователей по почтовым переводам и банковским операциям (ст. 1). Закон Республики Узбекистан «О почтовой связи» под почтовой связью понимает вид связи, представляющий собой единый производственно - технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающих пересылку и доставку (вручение) почтовых, курьерских отправлений и почтовых переводов денежных средств. Следует обратить внимание на понятие «оператор почтовой связи». Это юридическое лицо, владеющее сетью почтовой связи на праве собственности или на основе других вещных прав и имеющее право на оказание услуг почтовой связи в качестве основного вида деятельности. Закон Республики Казахстан «О связи» от 5 июля 2004 г. № 567 под почтовой связью понимает прием, обработку, перевозку и доставку почтовых и специальных отправлений, а также почтовый перевод денег. Под услугами связи понимает деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, перевозке, доставке почтовых и специальных отправлений, почтовых переводов денег или сообщений коммуникаций. Следует заметить, что печатные издания могут входить в разряд почтовых отправлений, если находятся в соответствующей упаковке. Таким образом, исходя из терминологического аппарата законодательства этих стран, можно прийти к выводу, что функциональное назначение почтовой связи выражается в оказании услуг по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств. Организации, основным видом деятельности которых являются оказание вышеуказанных услуг, могут оказывать и дополнительные услуги (распространение печатных изданий, доставка и выплата пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализация ценных бумаг, прием и инкассация денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги и т.д.). 4. На правовую систему многих государств существенное влияние оказывает международное право. В частности, Всемирная почтовая конвенция. Постановлением Совета Министров РБ от 21 апреля 2006г. № 541 «Об утверждении актов Всемирного почтового союза, принятых на ХХIII Всемирном почтовом конгрессе в г. Бухаресте в 2004 г.» утверждена Конвенция от 5 октября 2004 г. «Всемирная почтовая конвенция и Заключительный протокол Всемирной почтовой конвенции» (вступила в силу 1 января 2006 г.). Из смысла Конвенции вытекает функциональное назначение почтовой связи, связанное с почтовыми отправлениями. По определению, содержащемуся в Конвенции «почтовые отправления» следует рассматривать как общий термин, относящийся к любому предмету, отправляемому почтовыми службами (письменная корреспонденция, почтовые посылки, почтовые переводы и т.д.). 5. Деятельность в области связи относится к числу лицензируемых. В Республике Беларусь выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области связи (далее - лицензии), их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений, отказ в выдаче лицензий, приостановление, возобновление, аннулирование, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, производятся Министерством связи и информатизации в соответствии с Декретом Президента РБ № 17 от 4 июля 2003 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании в области связи (утверждено постановлением Совета Министров РБ от 20.10. 2003г. № 1387). В Положение неоднократно вносились изменения, в том числе и в прочтение понятия «лицензируемая деятельность» в области почтовой связи. В постановления Совмина от 20.10. 2003г. данное понятие не раскрывалось. В последующем в понятие были включены составляющие услуги. В редакции постановления от 28.04.2010 № 640 в услугах почтовой связи значатся: - пересылка (прием, обработка, хранение, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений; - пересылка (прием, обработка, хранение, перевозка, доставка (вручение) отправлений ускоренной почты; - прием подписки на печатные средства массовой информации и доставка печатных средств массовой информации (за исключением приема подписки на печатные средства массовой информации, осуществляемого непосредственно редакцией (издателем, агентством) этих средств массовой информации). Согласно Положению, соискатель лицензии в области почтовой связи должен соблюдать общие требования и условия, а также требования и условия при оказании конкретных услуг связи. Общие условия: - осуществлять лицензируемую деятельность в области связи в соответствии с законодательством, в том числе техническими нормативными правовыми актами; - иметь специалистов по специальности, соответствующей профилю лицензируемого вида деятельности, обеспечивающих качественное и безопасное осуществление лицензируемой деятельности. - выполнять особые условия оказания услуг связи, указанные в лицензии. Требования и условия при оказании при оказании услуг почтовой связи: - обеспечить доступность услуг почтовой связи на всей территории Республики Беларусь; - обеспечить устойчивое функционирование объектов и средств почтовой связи (п. 9.18). Редакция последнего пункта, очевидно, была вызвана необходимостью «узаконить» правоприменительную практику, установившуюся после вступление в силу Закона «О почтовой связи». На основании статьи 11 Закона, которая относит к услугам почтовой связи также подписку на печатные СМИ и доставку СМИ, распространители печатных СМИ, действующие на основании Закона РБ «О печати и других средствах массовой информации» от 13 января 1995г., должны были получить специальное разрешение (лицензию) на право осуществлять деятельность в области связи. Министерство связи и информатизации РБ стали выдавать лицензию только тем соискателям, которые способны были соблюдать общие и специальные условия лицензирования. Мотивами отказа, как правило, служили: отсутствие технической базы, позволяющей осуществлять доставку на территорию других городов, отсутствие технических нормативных актов, отсутствие в Уставе предприятия заявленного вида деятельности. В итоге многие распространители вынуждены были отказаться от идеи альтернативного способа распространения печатных изданий, поскольку общие и специальные условия лицензирования вынуждали их приобретать обязанности операторов связи, что явно выходило за рамки их деятельности. 6.Сущность отношений, связанных с деятельностью средств массовой информации, распространением их продукции, напрямую касаются конституционных прав граждан и, прежде всего, права на свободное получение и распространение информации. Всеобщая декларация прав человека провозглашает: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Согласно статье 33 Конституции РБ «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них». Корреспондирует с этой статьей и другая норма Конституции. Статья 34 закрепляет право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину РБ возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. В понятие свободное выражение мнений входит также понятие «распространение информации». Ограничения прав, согласно ст. 23 Конституции Конституция РБ, возможны только в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Статья 34 Конституции предусматривает ограничения свободы массовой информации: «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав». В Международных документах возможность ограничения прав человека трактуется следующим образом: Всеобщая декларация прав человека дает общее положение, которое касается ограничения права на свободу слова. Статья 29 гласит: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Пакт о гражданских и политических правах также устанавливает, что пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями. Однако эти ограничения должны быть установлены законом, и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Европейская конвенция о правах человека еще больше детализировала положение, которое допускает ограничение свободы слова. «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (ст. 10). Следовательно, произвольное ограничение свободы информации, в том числе и ее распространения, не допускается, оно возможно только в определенных случаях. К одному из способов ограничения информации мировое сообщество относит лицензирование. В Софийской декларации Европейского семинара по укреплению независимых и плюралистических средств информации (София, 13 сентября 1997г.) в частности указывается: «системы лицензирования, злоупотребления и произвол при осуществлении контроля, а также чрезмерные тарифы ограничивают доступ к средствам информации, также как и право публиковать, передавать и распространять информацию через средства вещания». Таким образом, законодательные ограничения распространения печатной продукции СМИ путем лицензирования не соответствуют международным стандартам в области прав человека. 7. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь, независимо от субъектов, осуществляющих эту деятельность, базируется на основополагающих принципах, выражающих ее существо. Один из них - принцип законности. Этот принцип заключается, прежде всего, в том, что все законы и подзаконные акты должны соответствовать Конституции. В свою очередь законы обладают высшей юридической силой, следовательно, правительством не должны приниматься акты, конкурирующие по юридической силе с Законами, Указами и Декретами Президента, т.е. акт нижестоящего органа не должен противоречить акту вышестоящего правотворческого органа. Вновь принятый акт не должен вступать в противоречие с действующим актом равной юридической силы, если он не вносит в него прямые изменения. Кроме того, принципы правотворческой деятельности требуют, чтобы положения, содержащиеся в преамбуле правового нормативного акта соответствовали его содержанию. Таким образом, анализ международных документов, нормативных правовых актов, правоприменительной практики приводит к следующим выводам: А) Положение о лицензировании в области связи (утверждено постановлением Совета Министров РБ от 20.10. 2003 г. № 1387) распространяется на субъекты отношений в области почтовой связи – операторов связи, основным видом деятельности которых является оказание услуг по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств, а также оказание дополнительных услуг, в том числе и по подписке и доставке печатных изданий. Б) Из преамбулы Положения о лицензировании в области связи следует, что нормативный правовой акт регулирует деятельность в области связи. В тоже время из содержания нормативного правового акта (п. 5 Положения и приложение 1) следует, что требование о лицензировании распространяется также на субъекты отношений в сфере массовой информации: распространителей и редакции, осуществляющие доставку своей продукции. Данное противоречие нарушает принципы правотворческой деятельности и влечет трудности в правоприменении. В) Положение о лицензировании в области связи противоречит Закону РБ «О средствах массовой информации» в части требования получать специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области связи, если оператором связи ведется прием подписки на печатные средства массовой информации и доставка печатных средств массовой информации. Г) Аналогичное требование, предъявляемое к распространителю печатных СМИ, а также к редакции, если она доставляет свою продукцию подписчикам, не только противоречит Закону РБ «О средствах массовой информации», но и не соответствует Конституции Республики Беларусь. Настоящее заключение подготовлено членами Кафедры ЮНЕСКО ГУ-ВШЭ кандидатами юридических наук Н.Н.Довнар и А.В.Антоновой и утверждено на заседании Кафедры ЮНЕСКО ГУ-ВШЭ 14.09.2010. М.А.ФЕДОТОВ, |
« Пред. | След. » |
---|