"Региональные стратегии развития в области коммуникации на постсоветском пространстве"
ПРЕДИСЛОВИЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Пятый том "Трудов по интеллектуальной собственности" включает материалы
международного семинара "Региональные стратегии развития в области
коммуникации на постсоветском пространстве" (Москва, 17-18 октября 2001
г.), проведенного Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям
права интеллектуальной собственности при участии Международной
конфедерации журналистских союзов и Творческого центра ЮНЕСКО, а также
Программы ТАСИС по интеллектуальной собственности.
Актуальность темы
семинара для всех стран, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР,
предопределена тем, что они практически одновременно не только вступили
в семью так называемых транзитных стран, но и приобщились к глобальному
информационному обществу. На всем постсоветском пространстве ныне
протекают в сфере коммуникации практически идентичные процессы (где-то -
быстрее, где-то - медленнее), связанные с решением проблем, порожденных
новыми информационными и коммуникационными технологиями и усугубленных
тяготами переходного периода.
Противоречивость переходного периода, особенно
наглядно проявляющаяся в сфере коммуникации, в значительной степени
связана с тем, что сам по себе переходный период следует считать
завершенным не только тогда, когда окончательно достигнуто именно то
состояние, к которому объект совершал декларируемое целенаправленное
движение. Он заканчивается и тогда, когда субъект перехода, окончательно
приходит к совершенно иному состоянию либо возвращается к изначальному.
В таком случае можно говорить о прекращении перехода, а следовательно, о
разрыве трансформации.
Иными словами, переходный период можно
уподобить состоянию неустойчивого равновесия, когда объект может
(теоретически) свалиться в любую сторону. Причем, "сваливание" может
явиться следствием относительно небольших, слабых воздействий - как
внешних, так и внутренних. Подчеркнем, однако, что "свалиться" из
состояния неустойчивого равновесия означает перейти к состоянию
устойчивого равновесия, иными словами - к стабильности, которая,
впрочем, может быть не только стабильным процветанием, но и стабильным
бедствием.
Подчеркнем, что завершенность переходного периода должна
означать обретение именно желаемого состояния устойчивого равновесия, а
не только минование точки возврата. До завершения переходного периода в
принципе возможно возвращение к изначальному режиму, поскольку все
процессы еще протекают в условиях неустойчивого равновесия. Разумеется,
по мере продвижения к концу переходного периода требуются все более
мощные потрясения, чтобы повернуть процесс трансформации вспять или
"вбок".
В качестве индикаторов, позволяющих судить о завершенности
переходного периода, можно предложить следующие явления в сфере
коммуникации, многие из которых уже наблюдаются в тех транзитных
странах, которые успели дальше пройти по пути модернизации:
1) преобразование государственных телерадиокомпаний в организации общественного вещания;
2) разгосударствление и приватизация предприятий, составляющих материально-техническую базу массовой коммуникации;
3)
возрастание объема рынка рекламы до уровня, который является минимально
достаточным для обеспечения самоокупаемости негосударственных систем
коммуникации;
4) принятие и внедрение законодательных мер
предотвращения монополизации систем коммуникации, обеспечения их
транспарентности и независимости;
5) формирование устойчивых,
авторитетных, способных к взаимодействию и эффективной саморегуляции
структур гражданского общества в области коммуникации;
6)
установление справедливой и прозрачной системы государственной поддержки
информационного, культурного и языкового плюрализма в сфере
коммуникации и т.д.
Устойчивое развитие в сфере коммуникации ни в
коем случае не может базироваться на превращении информационных систем в
средства политического манипулирования. Получившие большое
распространение в странах СНГ концепции так называемой "манипуляторной
демократии" не только сильно переоценивают информационное и
психологическое воздействие таких систем, но и кардинально противоречат
принципам правового государства. По сути, речь идет о превращении
средств коммуникации в своего рода власть, которая не будет подчиняться
какому-либо демократическому контролю, в отличие, например, от
законодательных органов, но будет послушно выполнять задачи,
поставленные перед ней манипуляторами. Таким образом, уже не общество
будет использовать системы коммуникации, а, наоборот, системы
коммуникации, точнее, стоящие за ними силы и лица - будут использовать
общество.
Подобный подход, в котором цинично игнорируются моральные
ценности, ведет к вытеснению демократических институтов манипуляторными,
а рыночных механизмов - мафиозными. Разумеется, он не имеет ничего
общего с демократией, а значит с общецивилизационным вариантом развития
общества и государства. В действительности же системы коммуникации не
только не могут, но и не должны быть ветвью власти, поскольку в этом
случае неизбежна борьба за влияние на них и через них. Их главная
функция - обеспечивать информационное взаимодействие индивидов и их
объединений, и тем самым способствовать формированию некоего консенсуса
относительно базовых ценностей демократического общества. Именно наличие
такого консенсуса составляет важнейшую предпосылку прочности
гражданского общества и стабильности государства.
Правовые ресурсы
достижения именно такого положения вещей, хотя далеко еще не исчерпаны,
но все-таки имеют свои естественные границы, за которыми начинается
сфера саморегуляции коммуникационного сообщества. С учетом
трансграничности и непосредственности Интернета саморегулирование
вырастает в серьезное средство защиты интересов человека и общества в
сети. Более того, не будем забывать о чисто программных средствах
защиты, когда роль правовой нормы берет на себя программный код.
Бесспорно,
будущее правового регулирования в сфере коммуникации связано с
развитием трансграничных цифровых сетей. Интернет стимулирует появление
новой ментальности, характерной для нарождающихся сетевых сообществ и
опирающейся на объективные процессы расширения выбора во всех областях -
от политики до стиля жизни, вытеснения иерархических организаций
сетевыми, вытеснения представительной демократии демократией
непосредственного участия. В результате формируется мировоззренческая
открытость, потребление все новой и новой информации становится насущной
потребностью человека, а интерактивность дает ему средства для
информационного действия, взаимодействия, противодействия. Именно в
киберпространстве рождается Глобальный Человек, который легко и
мгновенно пересекает границы, не задумываясь над тем, что переносится из
одной правовой реальности в другую.
Интернет развивался так успешно
потому, что правительства просто не понимали его значения, а когда
поняли, то было уже поздно. И теперь власти во всем мире пытаются
интегрировать механизмы правового регулирования в киберпространство. Так
рождается международное Cyberspace Law, главным постулатом которого
должно стать: то, что наказуемо вне сети (off-line), должно быть
наказуемо и в сети (on-line). Только в этом случае Cyberspace Law не
окажется построенным на принципах, противоположных тем, что складывались
в юридической теории и практики многие тысячелетия.
В предлагаемом
вниманию читателей пятом томе "Трудов по интеллектуальной собственности"
подробно рассматриваются проблемы развития коммуникаций в контексте
переходного периода, переживаемого странами региона.
Скачать материал...
|