Главная Все новости Мероприятия Downloads Контакты Дни ИС Факультет права НИУ ВШЭ

 

Авторизация

Для получения рассылки сайта, или публикации статей и новостей пожалуста авторизируйтесь.





Забыли пароль?
Главная arrow Научные труды arrow Информационный вакуум над Беларусью

Информационный вакуум над Беларусью

М.И.ПАСТУХОВ,
доктор юридических наук, профессор,
руководитель Центра правовой защиты СМИ
при ОО «Белорусская ассоциация журналистов»

Информационный вакуум над Беларусью
Власти приняли очередной закон, направленный на ограничение свободы информации

Перед завершением срока своих полномочий «уходящие» парламентарии приняли закон, который, как представляется, долго будут поминать недобрым словом независимые журналисты, представители неправительственных организаций, обычные граждане. Речь о Законе «Об информации, информатизации и защите информации», который вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, т.е. с 17 апреля 2009 г.

Немного истории

На данный законопроект юристы ОО «Белорусская ассоциация журналистов» обратили внимание сразу же, как только просочилась информация об его разработке. Но попытки «добыть» текст долгое время были тщетны. Работа над законопроектом велась в режиме строжайшей секретности. «Плод» труда разработчиков удалось увидеть лишь тогда, когда документ поступил в парламент.
Из Комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству в ответ на обращение БАЖ пришел-таки ответ. Более того, Комиссия предложила высказать свои соображения по тексту законопроекта и делегировать специалиста для участия в рабочей группе по его обсуждению.
 Знакомство с предложенным законопроектом подтвердило самые худшие опасения: власти вознамерились «перекрыть кислород» всему белорусскому обществу — лишить нас всесторонней, своевременной и объективной информации.
От имени организации мы направили в адрес парламентской комиссии замечания и предложения по многим статьям законопроекта. Решением правления БАЖ меня делегировали в состав рабочей группы.
В эту группу входили представители от Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, юридического отдела Секретариата Палаты представителей, Министерства связи и информатизации и другие заинтересованные лица.
Признаюсь: все мои попытки показать антиконституционность и юридическую некорректность ряда положений законопроекта не принесли успеха. Ситуация «борьбы с мельницами» не однажды и раздражала, и угнетала. Несколько раз я пропускал заседания, но потом всё повторялось. Критика, однако, не была совсем уж бесплодной: редактировался текст статей, некоторые нормы были исключены из проекта, стало меньше отсылок на «иные законодательные акты».
На самое заседание Комиссии, где обсуждался после доработки «информационный» законопроект, меня не пригласили. Как и следовало ожидать,: законопроект был рекомендован к обсуждению на сессии парламента. Свое первое обсуждение в Овальном зале он прошел «без сучка и задоринки».
Потом неожиданно в повестку парламентской сессии был включен проект закона «О средствах массовой информации». Он привлек к себе большое внимание экспертов, белорусских журналистов и международных организаций. История с принятием закона о СМИ вышла скандальной, о чем немало написано на страницах независимой прессы.
Когда страсти поутихли, 9 октября с. г., депутаты нижней палаты парламента на внеочередной сессии приняли во втором чтении законопроект «Об информации, информатизации и защите информации». Как теперь принято, он прошел предварительную экспертную оценку в Конституционном Суде. Но ничего предосудительности не обнаружили, и 10 ноября 2008 года глава государства скрепил его своей подписью. 17 ноября с.г. Закон был зарегистрирован в  Национальном центре правовой информации под номером 2/1552.
После Закона «О средствах массовой информации» это - уже второй «информационный» закон, который может существенно ограничить свободу слова. Впереди, как обещано, — принятие правительственного акта, которому надлежит урегулировать порядок регистрации и деятельности интернет-изданий.

            Что представляет собой «трехглавый» закон?

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» охватывает как бы три сферы общественных отношений, связанных между собой. Раньше каждая из этих сфер имела свое правовое регулирование. Например, вопросы получения, хранения и распространения информации в значительной степени регулировались Законом «О печати и других средствах массовой информации» от 13.01.1995 г., вопросы информатизации — Законом «Об информатизации» от 06.09.1995 г., другими законодательными актами.
Однако кого-то не устраивал действующий порядок и именно поэтому потребовалось на законодательном уровне прописать, что вся информация, циркулирующая по разным каналам, должна находиться под бдительным оком государственных органов и защищаться как национальное достояние. 
Сам Закон получился небольшой — всего 44 статьи, объединенные в 9 глав. (Для представления полезно перечислить эти главы, название которых говорит само за себя: 1) общие положения; 2) государственное регулирование и управление в сфере информации, информатизации и защиты информации; 3) правовой режим информации; 4) распространение и (или) предоставление информации; 5) информационные ресурсы; 6) информационные технологии, информационные системы и информационное сети; 7) защита информации; 8) права и обязанности субъектов информационных отношений. Ответственность за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации; 9) заключительные положения.)
Весьма показательны ключевые слова, которые употребляются в тексте этого Закона: «владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей», «государственная информационная система», «государственный информационный ресурс» и т. д. и т. п.
В сферу действия Закона попадают общественные отношения, возникающие при:
— поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией;
— создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов;
— организации и обеспечении защиты информации.
Формально Закон не распространяется на отношения, связанные с организацией и деятельностью СМИ. Тем не менее, как следует из некоторых статей (ст. 5 «Субъекты информационных отношений» и ст. 6 «Право на информацию»), деятельность СМИ и журналистов может вполне находиться в сфере регулирования этого Закона.
Базовой частью Закона является глава 2, посвященная регулированию и управлению в сфере информации, информатизации и защиты информации. Здесь определяется система государственных органов, которые осуществляют такое регулирование и управление, а точнее, контроль за информацией. В систему этих органов, в частности, включены: Президент, Совет Министров, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (при обсуждении законопроекта в первом чтении он имел наименование «Государственный центр безопасности информации при Президенте». — Авт.), Министерство связи и информатизации, Национальная академия наук и «иные государственные органы». Каждый из этих органов наделяется соответствующей компетенцией в информационной сфере.
Детальному регулированию в Законе подвергается вся информация (глава 3). Она подразделяется на общедоступную и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Ко второй категории информации, в частности, относится:
— информация о частной жизни гражданина и персональные данные;
— сведения, составляющие государственные секреты;
— информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну;
— информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
— «иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь» (ст. 17 Закона).
Для того чтобы не оставалось сомнений, что значительная часть информации выведена из гражданского оборота, в части второй ст. 17 специально подчеркивается: «Правовой режим информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяется настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь». Что это за «акты», можно только догадываться.
Характерно, что информационные ресурсы подлежат государственной регистрации. При этом государственные информационные ресурсы должны регистрироваться обязательно, а негосударственные — на добровольной основе (правда, не совсем понятно, как это будет происходить. — Авт.).
Кроме информационных ресурсов, Закон выделяет информационные системы как совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств. В свою очередь они подразделяются на государственные и негосударственные.
По определению Закона (ст. 25), государственные информационные системы создаются в целях предоставления общедоступной информации, обеспечения ее объективности, полноты и достоверности, оказания информационных услуг, оптимизации деятельности государственных органов и информационного обмена между ними. Что касается негосударственных информационных систем, то они создаются физическими и юридическими лицами и цели у них совсем другие: удовлетворение своих информационных потребностей и (или) оказание информационных услуг.
Особое место в Законе отводится главе 7 «Защита информации».
Так, в соответствии со ст. 29 Закона предусматривается целый комплекс мер по защите информации:
— правовые меры (это договоры между обладателем информации и пользователем, в которых устанавливаются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий);
— организационные меры (обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации);
— технические меры (меры по использованию средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации).
Кроме того, в государственных органах и структурах юридических лиц, осуществляющих обработку информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, должны быть определены структурные подразделения или должностные лица, на которых возлагается ответственность за обеспечение защиты информации.

             Какую опасность таит в себе Закон?

Первая и главная опасность Закона: путем выделения сегмента под названием «информация, распространение которой и (или) предоставление которой ограничено», из оборота выводится значительный объем сведений, которые раньше могли свободно распространяться. Недопустимым с правовой точки зрения является то, что список такой информации не носит исчерпывающего характера и завершается пунктом «иная информация в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь». Это означает, что перечень «ограниченных» для распространения и (или) предоставления сведений будет неуклонно возрастать, оставляя все более узким сегмент «общедоступной информации».
Нет нужды объяснять, к чему может привести применение этого, казалось бы, «технического закона» - гарантированная Конституцией свобода информации (ст. 34 Конституции) будет подвергнута дальнейшему «обрезанию». Значит, в этой части Закон «Об информации, информатизации и защите информации» следует признать не только недемократическим, но и антиконституционным.
Вторая опасность, исходящая из упомянутого Закона, состоит в том, что вся информация, циркулирующая в обществе, будет подлежать тщательному контролю со стороны специальной системы государственных органов и учреждений (условно говоря, «информационной вертикали») во главе с Президентом, при опоре на Оперативно-аналитический центр при нем же. Вся информация, включая персональные данные о гражданах, станет достоянием государства. Сами же граждане вправе знакомиться лишь с информацией, «затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь» (ст. 6 Закона).
Третья опасность, которую несет Закон, состоит во введении принципа государственной регистрации так называемых информационных ресурсов, систем и сетей. Напомним: государственные информационные ресурсы, системы и сети должны регистрироваться обязательно, а негосударственные — пока на добровольной основе.
Как понимать термин «государственная регистрация»? Он предполагает необходимость учета видов и содержания информации, находящейся в пользовании государственных органов (организаций), и введение контроля за предоставлением такой информации по чьим-то запросам. И эта система обеспечивается ответственностью должностных лиц за нарушение установленных требований.
Разумеется, что при таких жестких требованиях представители власти вряд ли предоставят кому-то информацию, а от журналистов, оппонирующих политиков и просто «слишком умных» граждан ее будут прятать под вывеской «информация, распространение и )или) предоставление которой ограничено».
И здесь проясняется истинная цель заказчиков Закона — лишить общество сведений о государственных делах. Для этого достаточно перекрыть поток информации между государством и обществом.
Правда, попытки загнать информацию о деятельности государства в хранилища (даже с современными названиями «информационные системы и сети») сродни сизифову труду: из «сетей» она все равно будет вырываться через многочисленные «дыры».

 
« Пред.   След. »
Copyright © 2005 - 2020 www.unescochair.ru.