"Яркий пример 1991 года, когда по сути дела и появилась свобода средств массовой информации, свобода слова, Закон о СМИ – один из лучших, который был, и это все вместе дает соответствующие плоды. Был расцвет журналистики, СМИ. Тогда не было интернета, тогда не было социальных сетей, тогда журналистика могла предъявить все свои несостоявшиеся при советской власти возможности", - отметил глава комиссии Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) по свободе информации и правам журналистов Павел Гусев.
Споры о свободе слова
Одним из ключевых вопросов журналистики, стоящих перед российскими законодателями, по мнению экс-главы СПЧ, профессора факультета права НИУ ВШЭ Михаила Федотова, является забота о том, чтобы наказывать не только за злоупотребление свободой массовой информации, но и за ущемление этой свободы.
"Кстати, некоторые виды ущемления свободы массовой информации уже три десятилетия прямо перечислены в статье 58 Закона о СМИ, однако ни в КоАП, ни в УК РФ они никак не отражены. Приятное исключение представляет только статья 144 Уголовного кодекса, которая карает за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. И мы могли бы гордиться этой уникальной на мировом фоне статьей, если бы не убогая практика ее применения", - отметил Федотов.
По мнению главы комиссии Общественной палаты РФ по СМИ Александра Малькевича, о свободе слова в России говорит, в первую очередь, обилие любых, даже оппозиционных информационных ресурсов. В опубликованном на сайте Роскомнадзора перечне наименований зарегистрированных средств массовой информации содержатся данные о более чем 147 тысячах организаций.
"Мы можем свободно писать на всех площадках, работает целый синдикат из медиа, которые объединились и называют себя оппозиционными… Попробуйте со своим подходом к свободе поработать в США, и вы все поймете", - сказал Малькевич.
Финансовые проблемы и господдержка
Одной из ключевых проблем современных средств массовой информации, по словам Гусева, является финансирование. Федотов, в свою очередь, считает, что меры государственной поддержки СМИ могут быть самыми разнообразными. Так, с 1995 по 2004 год действовали вполне ощутимые льготы по налогам, а также таможенным и арендным платежам. Даже дефолт 1998 года не поколебал эти механизмы государственной поддержки СМИ.
"Убежден, сейчас очень важно, чтобы наши законодатели вернулись к теме государственной поддержки средств массовой информации. При этом такая поддержка должна зависеть не от лояльности того или иного СМИ, а от того, насколько оно востребовано аудиторией или выполняет важные социальные функции, например, поддерживает интерес к литературе, помогает инвалидам и так далее", - утверждает Федотов.
Демократическое государство, по мнению Федотова, объективно не заинтересовано в том, чтобы сохранялись только государственные СМИ. Наоборот, интересы государства состоят в том, чтобы было как можно больше независимых СМИ, поскольку информационный плюрализм является естественным продолжением политического и идеологического разнообразия, закрепленного в статье 13 Конституции России.
"По сути дела, информационный плюрализм – это не угроза, а гарантия национальной безопасности. Именно он является лучшим средством против фейков и оптимальным условием для формирования в России современного информационного общества", - отметил Федотов.