Главная Все новости Мероприятия Downloads Контакты Дни ИС Факультет права НИУ ВШЭ

 

Авторизация

Для получения рассылки сайта, или публикации статей и новостей пожалуста авторизируйтесь.





Забыли пароль?
Главная

Том V

 "Региональные стратегии развития в области коммуникации на постсоветском пространстве"

ПРЕДИСЛОВИЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 

      Пятый том "Трудов по интеллектуальной собственности" включает материалы международного семинара "Региональные стратегии развития в области коммуникации на постсоветском пространстве" (Москва, 17-18 октября 2001 г.), проведенного Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при участии Международной конфедерации журналистских союзов и Творческого центра ЮНЕСКО, а также Программы ТАСИС по интеллектуальной собственности.
Актуальность темы семинара для всех стран, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР, предопределена тем, что они практически одновременно не только вступили в семью так называемых транзитных стран, но и приобщились к глобальному информационному обществу. На всем постсоветском пространстве ныне протекают в сфере коммуникации практически идентичные процессы (где-то - быстрее, где-то - медленнее), связанные с решением проблем, порожденных новыми информационными и коммуникационными технологиями и усугубленных тяготами переходного периода.

Противоречивость переходного периода, особенно наглядно проявляющаяся в сфере коммуникации, в значительной степени связана с тем, что сам по себе переходный период следует считать завершенным не только тогда, когда окончательно достигнуто именно то состояние, к которому объект совершал декларируемое целенаправленное движение. Он заканчивается и тогда, когда субъект перехода, окончательно приходит к совершенно иному состоянию либо возвращается к изначальному. В таком случае можно говорить о прекращении перехода, а следовательно, о разрыве трансформации.
Иными словами, переходный период можно уподобить состоянию неустойчивого равновесия, когда объект может (теоретически) свалиться в любую сторону. Причем, "сваливание" может явиться следствием относительно небольших, слабых воздействий - как внешних, так и внутренних. Подчеркнем, однако, что "свалиться" из состояния неустойчивого равновесия означает перейти к состоянию устойчивого равновесия, иными словами - к стабильности, которая, впрочем, может быть не только стабильным процветанием, но и стабильным бедствием.
Подчеркнем, что завершенность переходного периода должна означать обретение именно желаемого состояния устойчивого равновесия, а не только минование точки возврата. До завершения переходного периода в принципе возможно возвращение к изначальному режиму, поскольку все процессы еще протекают в условиях неустойчивого равновесия. Разумеется, по мере продвижения к концу переходного периода требуются все более мощные потрясения, чтобы повернуть процесс трансформации вспять или "вбок".
В качестве индикаторов, позволяющих судить о завершенности переходного периода, можно предложить следующие явления в сфере коммуникации, многие из которых уже наблюдаются в тех транзитных странах, которые успели дальше пройти по пути модернизации:

1) преобразование государственных телерадиокомпаний в организации общественного вещания;

2) разгосударствление и приватизация предприятий, составляющих материально-техническую базу массовой коммуникации;

3) возрастание объема рынка рекламы до уровня, который является минимально достаточным для обеспечения самоокупаемости негосударственных систем коммуникации;

4) принятие и внедрение законодательных мер предотвращения монополизации систем коммуникации, обеспечения их транспарентности и независимости;

5) формирование устойчивых, авторитетных, способных к взаимодействию и эффективной саморегуляции структур гражданского общества в области коммуникации;

6) установление справедливой и прозрачной системы государственной поддержки информационного, культурного и языкового плюрализма в сфере коммуникации и т.д.

Устойчивое развитие в сфере коммуникации ни в коем случае не может базироваться на превращении информационных систем в средства политического манипулирования. Получившие большое распространение в странах СНГ концепции так называемой "манипуляторной демократии" не только сильно переоценивают информационное и психологическое воздействие таких систем, но и кардинально противоречат принципам правового государства. По сути, речь идет о превращении средств коммуникации в своего рода власть, которая не будет подчиняться какому-либо демократическому контролю, в отличие, например, от законодательных органов, но будет послушно выполнять задачи, поставленные перед ней манипуляторами. Таким образом, уже не общество будет использовать системы коммуникации, а, наоборот, системы коммуникации, точнее, стоящие за ними силы и лица - будут использовать общество.
Подобный подход, в котором цинично игнорируются моральные ценности, ведет к вытеснению демократических институтов манипуляторными, а рыночных механизмов - мафиозными. Разумеется, он не имеет ничего общего с демократией, а значит с общецивилизационным вариантом развития общества и государства. В действительности же системы коммуникации не только не могут, но и не должны быть ветвью власти, поскольку в этом случае неизбежна борьба за влияние на них и через них. Их главная функция - обеспечивать информационное взаимодействие индивидов и их объединений, и тем самым способствовать формированию некоего консенсуса относительно базовых ценностей демократического общества. Именно наличие такого консенсуса составляет важнейшую предпосылку прочности гражданского общества и стабильности государства.
Правовые ресурсы достижения именно такого положения вещей, хотя далеко еще не исчерпаны, но все-таки имеют свои естественные границы, за которыми начинается сфера саморегуляции коммуникационного сообщества. С учетом трансграничности и непосредственности Интернета саморегулирование вырастает в серьезное средство защиты интересов человека и общества в сети. Более того, не будем забывать о чисто программных средствах защиты, когда роль правовой нормы берет на себя программный код.   
Бесспорно, будущее правового регулирования в сфере коммуникации связано с развитием трансграничных цифровых сетей. Интернет стимулирует появление новой ментальности, характерной для нарождающихся сетевых сообществ и опирающейся на объективные процессы расширения выбора во всех областях - от политики до стиля жизни, вытеснения иерархических организаций сетевыми, вытеснения представительной демократии демократией непосредственного участия. В результате формируется мировоззренческая открытость, потребление все новой и новой информации становится насущной потребностью человека, а интерактивность дает ему средства для информационного действия, взаимодействия, противодействия. Именно в киберпространстве рождается Глобальный Человек, который легко и мгновенно пересекает границы, не задумываясь над тем, что переносится из одной правовой реальности в другую.
Интернет развивался так успешно потому, что правительства просто не понимали его значения, а когда поняли, то было уже поздно. И теперь власти во всем мире пытаются интегрировать механизмы правового регулирования в киберпространство. Так рождается международное Cyberspace Law, главным постулатом которого должно стать: то, что наказуемо вне сети (off-line), должно быть наказуемо и в сети (on-line). Только в этом случае Cyberspace Law не окажется построенным на принципах, противоположных тем, что складывались в юридической теории и практики многие тысячелетия.
В предлагаемом вниманию читателей пятом томе "Трудов по интеллектуальной собственности" подробно рассматриваются проблемы развития коммуникаций в контексте переходного периода, переживаемого странами региона.
Скачать материал...

 
« Пред.   След. »
Copyright © 2005 - 2020 www.unescochair.ru.